Культура 20:02 / 22.4.2019 5618

«Просто так ничего не бывает»: Айталина Адамова о премьере «Трубадура» и конкурсе оперного пения

«Просто так ничего не бывает»: Айталина Адамова о премьере  «Трубадура» и конкурсе оперного пения
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора

YAKUTIA.INFO. В Театре оперы и балета с успехом прошла премьера оперы «Трубадур», которой открылся первый международный конкурс оперного пения. Оба эти события приурочены к юбилею ведущей солистки оперной трупы театра Айталины Адамовой-Афанасьевой. Причем, стоит напомнить, что премьера оперы состоялась благодаря финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. То есть поддержка этого проекта идет, что называется, с самого верха и это тоже, видимо, о чем то говорит.

Что касается спектакля, то его уверенно можно назвать одним из лучших спектаклей последних лет и отличным дебютом Сергея Потапова в оперном театре. А для Айталины Адамовой «Трубадур» еще и судьбоносен – именно с этой оперы Верди началась ее певческая карьера. И вот теперь, спустя 20 лет, она поет ту же партию Азучены в новой оригинальной постановке, где певица создала очень яркий образ, хотя она и загримирована почти до неузнаваемости. Айталина Адамова рассказала «Якутия.Инфо» о работе над спектаклем и о вокальном конкурсе.

О Трубадуре и образе Азучены

История с «Трубадуром» у меня давняя. Именно «Трубадур» стал моим дипломным спектаклем, когда я заканчивала консерваторию в Екатеринбурге. Я спела эту же партию Азучены в Екатеринбургском оперном театре. Это был второй премьерный спектакль в постановке итальянского режиссера. И после этого я исполняла эту же партию в Якутске. А в этом году у меня золотой юбилей, это некоторый промежуточный итог. Я я считаю, это как будто первый том моей жизни. И именно подводя итоги, хотелось спеть партию Азучены, поскольку именно с нее началась моя оперная карьера. Оказывается, у меня тогда были такие амбиции – ведь эта партия очень сложная, с огромным диапазоном, с тисетурными нотами и драматически, конечно, сложно. Эту партию можно исполнять спокойно, постно, я бы сказала. Но это будет не то.

Конечно, спустя все эти годы и образ Азучены поменялся. Тогда я, наверное, была еще максималисткой. И, конечно, и по наполнению, и по вокалу моя Азучена стала другой. Да и, в конце концов, у меня тогда была коса была почти до колен (смеется). И, конечно, тогда это была классическая постановка. Сейчас мы придумали оригинальный образ. И в конце мы пришли к «освобождению», то есть мы сделали так, что она все-таки прощает и тем самым освобождается от этого чувства мщения.

О Сергее Потапове и работе над спектаклем

Я не была поклонницей Сергея Потапова до того, как не увидела «Дни Турбиных» в Русском театре. И меня эта постановка поразила. Было такое чувство, что я сижу в столичном театре. Потом я увидела «Гамлета». И не могла отойти два дня, настолько меня этот спектакль поразил. Я поняла, что это просто гениальный режиссер. Я обратила внимание на то, что была именно хорошая работа с актерами. А наша труппа в театре – это такой пластилин, с нами можно делать что угодно. В общем, я предложила Сергею поставить «Трубадура». И он, к моему счастью, согласился. Но был еще и разговор с дирекцией. Конечно, была идея пригласить Андрея Борисова, который, кстати, является крестным отцом моего творчества. Именно в его постановке «Ньюргун Боотур» я впервые вышла на сцену. Но Андрей Саввич как-то не очень заинтересовался проектом. Он хотел сделать моноспектакль под меня. Но для меццо сопрано подходящего материала нет. В общем, я попросила Сергея Потапова и его коллег сценографа Михаила Егорова и художника по костюмам Сардану Федотову. Я как-то сразу поняла, что спектакль будет стильным, что Сергей расшевелит нашу труппу.

А, договорившись с Потаповым, я обратилась к своему давнему другу дирижеру Фахриддину Керимову и его супруге Юлии Керимовой. Мы давно сотрудничаем, и я уже приглашала его к нам в театр на оперу «Кармен». Считаю, что у нас получилась отличная команда, поэтому и результат соответствующий. И это был прежде всего большой опыт для Сергея как режиссера, ведь этого его первый спектакль в опере. Ну, и могу сказать, что и наши артисты в свою очередь выросли, как вокально, так и драматически. Мы жили этой работой и спектакль, я считаю, получился достойным. Мне бы очень хотелось, чтобы наш «Трубадур» стал гастрольным спектаклем, чтобы его могли увидеть на сценах других театров.Еще хотелось бы сказать несколько слов о моем партнере Карлосе Д’Онофрио, исполнившего партию Манрико. Это его первый большой опыт, он как раз учится в академии молодых певцов Мариинского театра. Очень хочу, чтобы у него все сложилось хорошо.

О конкурсе оперного пения

Этот конкурс – это не мои амбиции. Это была идея Ларисы Гергиевой, которая в тот раз приехала в Якутск с аттестацией нашего театра. И увидев, что я мало пою, она сказала министру культуры и директору театра, что, видимо, у вас много лауреатов первой премии конкурса Чайковского. У них в Алании нет. И мы, якутяне, должны делать на этом имени брэнд. Нужно делать конкурс. И эту идею у нас поддержали. Я, признаюсь, была изначально не совсем согласна с проведением этого смотра. Мне казалось, что к нам в Якутск сложно добираться, были и другие сомнения. Но в итоге откликнулось много солистов, а Лариса Абиссаловна согласилась возглавить жюри. И я была удивлена, что для участия в конкурсе откликнулось много солистов. Я считаю, что этот конкурс – дорога молодыми и, дай бог, он будет жить и дальше. Конкурс даст шанс не только приезжим, но и нашим артистам. И хочу сказать, что после нашей сцены для многих артистов открываются двери других театров.

Все только начинается

У нас очень много идей и проектов. У меня ведь был длительный застой после смерти мужа, петь вообще не хотелось. Это продолжалось девять лет. А теперь, с этого года, петь снова захотелось – хочется снова работать, петь, творить. Вообще для меццо сопрано вокальная жизнь после сорока только начинается. Джулетта Симионато как раз после сорока и начала свою большую карьеру. Поэтому все только начинается. И Сергею огромное спасибо. Очень жаль, что он сломал ногу, но не могу не вспомнить, что я после победы на конкурсе Чайковского тоже сломала ногу, была сложная операция. Как будто жизнь тебя останавливает и дает время немного подумать. Ведь в нашей жизни никогда просто так ничего не бывает. Судьба.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров