Политика 7:00 / 26.5.2020 6461

Коронавирус и СМИ: Почему мы не поддержали обращение коллег к Ил Дархану

Коронавирус и СМИ: Почему мы не поддержали обращение коллег к Ил Дархану
Текст: Yakutia.Info
Фото: Sakha.gov.ru

YAKUTIA.INFO. На этой неделе наши коллеги из частных СМИ создали особый инфоповод в связи с коронавирусом. Для тех, кто не в курсе, поясним: инициативная группа журналистов направила обращение в адрес Ил Дархана. В нем указан перечень разных предложений и просьб самого разного характера, но ключевая мысль весьма простая – дайте денег. Причем не просто так, а как отрасли, особо пострадавшей от COVID-19. И не госСМИ, а именно частникам, поскольку мы не сидим на шее у государства.

Судя реакции в сети, многих – если не большую часть аудитории – инициатива возмутила. Авторы письма оказали всему медиа-цеху медвежью услугу – теперь многие считают, что вся отрасль пошла к главе Якутии Айсену Николаеву с протянутой рукой, как «наиболее пострадавшая от коронавируса».

Но это не так – редакция «Якутия.Инфо» под этим письмом не подписалась. И вот почему.

1. Можно ли назвать журналистов и сотрудников СМИ особо пострадавшей отраслью от коронавируса? Да, есть люди, работающие «в поле». Они пишут материалы с полей, делают какие-то репортажи с врачами и так далее. Но назвать их «особо пострадавшими» нельзя. Мы пострадали ровно на столько, на сколько пострадал каждый россиянин, а в некоторых случаях даже меньше.

Если говорить о степени риска, то к примеру — работает журналист в интернет-издании. Пишет новости удаленно. Берет комментарии, согласует их по веб-вацапу. А вот работает водитель автобуса/дорожник/продавец – эти люди каждый день вынуждены так или иначе контактировать с людьми, рискуя своими легкими, здоровьем и так далее. Так кто же рискует больше?

2. О потере рекламных доходов. Да, рекламные бюджеты у частных СМИ просели. Но из-за коронавируса ли это произошло? Частично, возможно, и да, но говорить о том, что реклама просела именно из-за КОВИДа – это, мягко говоря, введение в заблуждение.

Рекламные деньги уже давно, задолго до COVID-19, и стремительно перетекают в социальные сети. Там более совершенные технологии позволяют более плотно обрабатывать целевую аудиторию с учетом возраста, пола и местоположения пользователя соцсети. Проще говоря, в социальной сети гораздо эффективнее подсунуть пользователю рекламу на конкретный товар и вероятность покупки этого товара гораздо выше чем если его рекламировать классическим, но устаревающим способом — через объявление в газете или на информационном сайте.

Единственное, что пока удается удержать за собой сетевым СМИ — это имиджевые публикации о компаниях или отдельных предпринимателях, общественных деятелях или политиках. И то даже такие материалы продвигаются через социальные сети.

Коронавирус, конечно, усложняет ситуацию, но решающую роль сыграл не он, а полная трансформация медийного рынка. Так что жалобы на падение рекламных доходов в СМИ – это введение в заблуждение.

Кто рискует больше здоровьем — журналист или водитель автобуса?

3. Как определить, кому действительно нужна поддержка?

Хорошо, допустим, мы начнем выделять деньги журналистам как «особо пострадавшим». Но тогда вопрос: кому конкретно выделять – всем, у кого есть частный сайт, паблик в телеграме, канал-ютубе, частная бумажная газета? Как определить критерии – этого в письме не указано. Просто сказано – дайте денег. Хорошо, чувак зарегал канал Ютубе/телеграме и начал постить всякие новостюхи в духе «известная блогерша смыла брови». По-вашему, он может претендовать на господдержку?

Как минимум для начала можно ввести один чёткий и ясный критерий: если СМИ претендует на какую-то поддержку — оно должно быть официально зарегистрированным.

4. Самоорганизация без чинопоклонства.

В письме есть масса странных предложений в духе «Ил Дархан, собери Совет журналистов», «Ил Дархан, введи институт наставничества» и так далее. То есть на главу республики взваливают то, что медиа-сообщество должно либо инициировать, либо заслужить самостоятельно. Ведь не идут предприниматели на поклон к Ил Дархану или мэру со словами «создай для нас Совет бизнесменов».

Они прекрасно понимают, что система устроена по-другому. Как правило, инициативные люди создают какой либо совет, который объединяет единомышленников. И если люди действительно хотят, что-то изменить, на что-то повлиять или контролировать, то это вполне себе получается. Потому что подобные объединения становятся своеобразными центрами влияния.

Так что мешает нам журналистам-предпринимателям сами объединяться в некий Совет и потом уже вызывать на свою площадку должностных лиц?

Причем Совет редакторов вроде как создали. И даже состоялась пара собраний. Что мешает продолжать подобные встречи хотя бы путем видео-конференций?

Инициируйте, собирайте совещание самостоятельно. Определяйте его повестку. И приглашайте ответственных должностных лиц, чтобы они услышали коллективные предложения и замечания. А так выходит, что вся журналистская братия просит Ил Дархана собрать нас всех и сказать нам, что-то мудрое, от чего мы все начнем лучше работать. Ну не смешно ли?

По поводу наставничества. Для журналистского цеха в целом будет не очень авторитетно, если появится практика назначения наставника «сверху». Ну какая мы тогда будем Четвертая власть? Разве это не унизительно, что журналисты просят главу республики создать для себя институт наставничества.

Извините, но тут все зависит от вашего личного авторитета. Будет авторитет – будут к вам младшие коллеги ходить за советами/наставлениями. Хотите лично передавать опыт — работайте с молодежью.

Встречайтесь на различных площадках. Чаще привлекайте практикантов. К тому же Леониду Ирмычу Левину, царствие ему небесное, мы за наставлениями ходили без всяких указиловок «сверху». Спрашивали совета и получали ответ.

Но, видимо, журналистского авторитета у самого медиа-сообщества не хватает. А когда нет авторитета – возникает отрицательная реакция общества. Люди чувствуют, что журналисты просто хотят воспользоваться ситуацией. Представители СМИ вместо того, чтобы требовать от власти выплат для всех граждан, независимо от сферы занятости, как это практикуется в более развитых странах, - просят деньги за себя.

От коронавируса пострадали все, поэтому выплаты нужны всем

Возникает вопрос – что делать? Неужели в письме все бредово?

Ответ звучит так. Нам, журналистам республики, вместо того чтобы отстаивать сугубо свои интересы, следует требовать от властей, чтобы они выплатили суммы поддержки для всего населения.

И второе. Если говорить о поддержке частной журналистики и частных СМИ, то более актуальной поддержкой будет пересмотр принципа финансирования средств массовой информации в республике.

Не секрет, что у нас наблюдается сильный перекос в сторону финансирования государственных СМИ. На их содержание закладывается немалая сумма. Да, половина средств уходит на оплату услуг связи (ТВ и радио), расходы ЖКХ прочие хозрасходы и уже затем зарплаты.

Но в итоге мы получаем не информирование, а пропаганду за бюджетные деньги (опять же коронавирус тут ни причем).

И если говорить о бизнесе, то многие предприниматели работают, осуществляя госзаказ — будь то поставка продуктов, лекарств, стройматериалов и прочего. Многие частные компании выполняют государственные заказы по строительству социальных объектов. Или создают социально ориентированный бизнес — частные пансионаты (дома престарелых), при этом львиной статьей доходов у них являются государственные субсидии, которые государство выплачивает за оказание социально-важной услуги. Частные медицинские компании во многом зависят от государственного финансирования.

А пресловутый аутсорсинг? Когда от государственных организаций в массовом порядке требуют сокращать должности уборщиц, водителей, механиков, электриков и прочие вакансии, а взамен покупать эти услуги у частных предпринимателей.

Так что мешает республиканским властям применить тот же принцип в работе с о СМИ и журналистами? Так сказать раздать всем сестрам по серьгам.

Дайте частным СМИ подряды на оказание информационных услуг. Распределите их по тематике, по направлениям, что бы в итоге каждый мог найти свой социальнозначимый заказ и честно его отработать.

Развивайте гранты для СМИ — это тоже весьма распространенная практика. Редакция «Якутия.Инфо» не по наслышке знает об этом.

Кто может претендовать на получение госзаказа или гранта? Повторимся — только официально зарегистрированное СМИ.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров